Компании обязаны вести раздельный учет сумм налога по приобретенным товарам (работам, услугам), используемым для осуществления как облагаемых НДС, так и необлагаемых (включая переведенных на уплату ЕНВД) операций. Если раздельного учета нет, НДС вычету не подлежит и в расходы для целей налога не включается (п.4 ст.170 НК РФ).
Если в отчетном квартале фирма совершала и облагаемые, и необлагаемые операции, то может получиться, что определенные объекты в течение квартала задействуются как в облагаемых, так и в необлагаемых сделках. Чаще всего так происходит с общехозяйственными расходами, в том числе с: арендной платой; затратами на уборку, охрану, пожарную безопасность; закупаемыми услугами информационного и консультационного характера для ведения бизнеса. В подобных случаях вопрос о раздельном учете сумм НДС возникает в связи с тем, что Налоговый кодекс предписывает уточнять сумму платежа, которую можно заявить к вычету по имуществу и иным активам, задействованным в двух видах операций.